Роспатент сообщает, что после вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию) будут изменены размеры пошлин для патентов и регистрации прочих документов прав собственности. Это касается тех их видов, которые связаны с юридическими действиями касательно изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, а также государственной регистрацией бренда и знака. Уже 22 августа Россия получит ожидаемое членство, следовательно, уже с 23 августа 2011 размеры пошлин на патенты изменятся до указанных величин в Постановлении Правительства РФ (подписанном 15.09.2011).
Именно этот документ утверждает все изменения, которые были внесены ранее в Положение о патентных и прочих пошлинах, связанных с совершением юридических действий с патентом на промышленный образец, полезную модель, изобретение, госрегистрацией перехода прав и с договорами о распоряжении переданными правами. Это повлекло за собой уравновешивание размеров иных пошлин также.
Было подготовлено Постановление № 781 в целях выравнивания существующих размеров пошлин на патенты при условии оказания государством услуг лицам любой национальности. Благодаря влиянию принципов работы ВТО Россия обеспечивает предоставление любым иностранным лицам национального режима. Таким образом, предоставление вышеупомянутого национального режима исключило из существующего Положения-2008 такие понятия, как «нерезидент» и «резидент».
Несмотря на приведенные новшества, новая версия Положения сохраняет возможность использования льгот или полного освобождения от уплаты для инвалидов, ветеранов войны и любых других боевых действий и для учащихся государственных образовательных заведений. Это правило действует, если вышеуказанные категории льготников являются единственными авторами изобретений и, следовательно, обладателями патента. Распространяется такое положение и на коллективы таких людей, и на малых предпринимателей.
Новая пошлинная политика стремится привлечь авторов к электронному получению услуг от государства. Для этого она предоставляет 15-процентное уменьшение размера пошлин на возможность подачи электронной заявки. Изменения коснулись также сроков оплаты пошлин — отныне они составляют четыре месяца, отсчет которых начинается с момента направления решения, которое касается выдачи необходимого охранного документа.
Как сообщает издание РИА Новости, Петербургский арбитражный суд принял решение об отсрочке рассмотрения дела клоун-мим театра «Лицедеи» по поводу его прав на товарный знак «Лицедеи», ныне используемый фирмой «Клоун-клуб Лицедеи». Судья решил перенести все судебные тяжбы, дабы привлечь к делу Роспатент, зарегистрировавший ранее переход прав на данный товарный знак вышеупомянутой компании, в качестве третьего лица.
Сам театр «Лицедеи» подал иск на признание недействительности сделки, которая была заключена примерно полгода тому назад. Подписывал ее экс-директор клоун-мим театра Борис Петрушанский – в договоре речь шла о переходе исключительных прав на указанный товарный знак «Лицедеи» ответчику.
В зале суда было отмечено, что стоимость данной сделки была равна 32 тысячам рублей. В интервью с РИА Новости Виктор Соловьев, художественный руководитель «Лицедеев», утверждал, что подобный переход прав на товарный знак произошел абсолютно незаконно.
Сам же Петрушанский, руководивший театром в 2001—2011 годах, опроверг заявление Соловьева. Он является автором дизайна данного товарного знака, который был зарегистрирован в 1983 году, и одним из основателей одноименного клоун-мим театра. Петрушанский пытался таким образом защитить свой товарный знак от незаконного его использования другими учредителями в их новых проектах. Он отмечает также, что такое соглашение позволило ему передать товарный знак «Лицедеи» Виктору Кожеурову, который является президентом «Чаплин-Клуба» и директором ООО «Клоун-клуба «Лицедеи». Данный договор был подписан для обеспечения прав временного хранения бренда другим учреждением.
Заметим, что клоун-мим театр «Лицедеи» обрел популярность в мире. Он был организован Вячеславом Полуниным в конце семидесятых, а именно в 1978 году. На протяжении многих лет активной и плодотворной работы театр успел посетить не только все российские города, но и порадовал своим творчеством другие страны бывшего Советского Союза. «Лицедеев» признали в США и Канаде, они имеют своих поклонников в Колумбии и Новой Зеландии, гастролировали на Кубе, бывали в Бразилии и Китае. Кроме того, они объездили всю Европу, организовывая представления во Франции и Германии, Великобритании и Испании, Швейцарии и Болгарии, Польше и Австрии, а также еще во многих десятках стран на всех континентах.
Несколько веков назад, а именно 31 июля 1790 года, был зарегистрирован первый патент в США. Как известно, с самого начала они подписывались самим Джорджем Вашингтоном, тогдашним президентом Соединенных Штатов. Когда-то Абраам Линкольн заметил, что сами патенты стали пусковым механизмом для развития страны в плане новых изобретений.
Безусловно, сейчас США признаны самым изобретающим государством, что видно из количества патентов, которое увеличивается с каждым годом. Не все изобретения, получившие регистрацию, являются полезными – некоторые называют просто абсурдными, смешными и даже странными. К примеру, в Америке была запатентована дорожка на пол, которая исполняла свои прямые функции днем, а ночью превращалась в матрац для такой же трансформирующейся кровати.
Практически всегда серьезные патенты регистрируются под авторством взрослых людей, однако нередко изобретателями становятся даже дети. Так, первый калькулятор появился на свет благодаря юному 18-летнему изобретателю Паскалю. Такой механизм мог легко производить действия по вычитанию и сложению чисел. Другим маленьким гением был Роберт Пэч, мальчишка шести лет, который сотворил игрушечный грузовик-трансформер, за что и получил патент в 1963 году. Заметим, что нигде не указывается роль отца в таком изобретении.
Как известно, новое – это хорошо забытое старое. Очень часто одно изобретение дает толчок целой серии новых патентов. Это правило относится к всемирно известной жевательной резинке. Еще с незапамятных времен индейцы и древние греки использовали в подобных целях смолу деревьев. В не столь далеком XIX веке некто пытался изготовить жвачку на основе парафина с добавлением специй, однако в связи с ужасной непрактичностью такого продукта, его так и не выпустили.
Таким образом, 1869 год ознаменовал регистрацию патента на технологию изготовления жвачки. Ее автором стал стоматолог, который пытался с помощью этого продукта улучшить состояние зубов. Однако это изобретение породило новые, более усовершенствованные изобретения такого плана. В этом же году свет увидела жвачка, изготавливаемая из смолы одного мексиканского дерева.
Самым большим успехом ознаменовался продукт, запатентованный Уильямом Ригли, который появился в 1892 году под брендом Wrigley’s. На рынке были представлены два варианта жвачек – Wrigley’s Spermint и Wrigley’s Juicy Fruit, до сих пор являющиеся мировыми лидерами по продажам.
Впервые в России Роспатентом был зарегистрирован ароматический товарный знак. Счастливым предпринимателем, который получил такой патент, стала парфюмер Наталья Коляго. Она подала заявление на регистрацию торговой марки, исполненной в виде квадратной бирки из кожи, которая имеет ярко выраженный аромат натуральной кожи.
Как утверждает поверенный из патентной компании, зарегистрировавшей данный знак, этот торговый символ будет использоваться для рекламы новых духов парфюмера, которые уже ожидаются на прилавках магазинов Питера. Как уточняет Коляго, аромат будет использоваться исключительно как мужские и женские духи, а не как ароматизатор для помещений.
В интервью для «Известий» патентный поверенный рассказал, что доныне регистрация запахов не производилась в России, поскольку подобный товарный знак очень трудно запатентовать. По всем правилам товарный знак должен иметь некую различительную способность – зачастую она выступает в виде надписи или символа, которые несут какую-либо смысловую нагрузку. Поскольку в сочетании букв нет никаких проблем в понимании, то в плане ароматической продукции возникают разногласия. Все дело в обонятельных рецепторах, которые работают по-разному у каждого человека. Например, если какой-либо аромат вы найдете привлекательным, вашему спутнику он может в корне не понравиться. Во всем этом и заключается трудность регистрации подобного товарного знака, поэтому это можно расценивать как личную победу предпринимателя.
Патентный поверенный также отметил, что до этого в России был зарегистрирован лишь одни товарный знак тактильного происхождения – это было рельефный символ общественной организации «Фонд взаимопомощи» в виде солнца. Отмечает специалист также, что патентовались товарные знаки в виде цвета – например, компания «Розовое такси» зарегистрировала розовый цвет для своих автомобилей.
В плане регистрации подобных патентов Россия очень уступает другим странам, где подобная деятельность успешно процветает. Это способствует тому, что запахи стали сопровождать различные услуги и товары как часть рекламной кампании. К примеру, итальянские стоматологические клиники использовали запах мяты в кабинетах для активного привлечения клиентов. В США продаются дротики для дартса с ароматом горького пива, в то время как в Польше выпускаются колготки с приятным запахом алоэ.
Фирма «Русьимпорт» получила от Роспатента отказ в своей заявке на регистрацию товарного знака с названием «Мимино». Источник «Маркер» сообщает, что отказ был аргументирован тем, что он идентичен названию известного фильма советских времен режиссера Георгия Данелия.
Данная компания является импортером элитного алкоголя в РФ, поэтому известно только, что продукция с таким названием была бы характерной. Сообщается, что данный бренд планировали продавать на территории Испании, поэтому подобным названием хотели подчеркнуть связь Кавказа с этой страной. «Русьимпорт» объясняет, что таким товарным знаком компания желала указать на исторически сложенные отношения басков, жителей северной части Испании, и кавказцев.
Роспатент указал на обязательное условие регистрации заявленного компанией «Русьимпорт» товарного знака, которое состояло в том, чтобы фирма получила официальное разрешение на его использование от истинного правообладателя. Однако компания опровергает заявление Роспатента касательно того, что само слово «мимино» было придумано создателями кинокартины с таким же названием. «Русьимпорт» утверждает, что такое оно существует в грузинском языке и в переводе означает «сокол». Известно, что этот товарный знак уже зарегистрирован на территории Беларуси, Украины, Грузии и Армении.
В марте патентное ведомство получило заявку на регистрацию данного бренда от компании «ДулАлко», производящей алкогольные изделия в Подмосковье. В случае принятия заявки количество стран, где можно было бы приобрести продукцию с названием «Мимино» существенно возросло.
Как сообщают достоверные источники, правами на вышеупомянутый бренд обладает не только Георгий Данелия, режиссер советского фильма, но и еще несколько человек. В интервью для «Известий» ветеран кинематографа упомянул, что знает о существовании огромного количества учреждений различного плана с названием «Мимино» как в России, так и в Грузии. Данелия утверждает, что однажды за разрешением на использование торговой марки «Кин-дза-дза» в «Мосфильм» обращались владельцы казино, но получили отказ. Однако это не повлияло на название заведения, и такой бренд существует сейчас. По словам режиссера, он не получает абсолютно никаких денежных выплат от компаний, использующих бренд «Мимино», и не намерен вести судебные разбирательства по таким вопросам.
В июле палата по патентным спорам официально отвергла заявление бренда Adidas Marketing B.V. о незаконности регистрирования компанией ООО «Эдитекс» товарного знака Editex. Такие данные были получены от патентного ведомства, рассматривающего данный иск.
Сама регистрация нового бренда, созвучного с всемирно известной маркой спортивных товаров, датируется 7 февраля 2012. Патент был выдан на производство товаров 25-го класса МКТУ, что включает в себя головные уборы, обувь и предметы одежды. Сам товарный знак исполнен в виде комбинированного обозначения, на котором присутствует как изображение, так и наименование. Символика Editex представлена изображением равнобедренного треугольника, закрашенного синим, с черной окантовкой.
Внутри такого изображения вписана равнобедренная трапеция, которая совмещается с треугольником. Данная фигура разделяет треугольник на части, которые образуют символ, стилизованный под букву «Е». В этом товарном знаке присутствует также надпись, которая говорит о производителе данного товара – Editex. В надписи первая и последняя буквы исполнены заглавными. Компания сохраняет право на выполнение своего товарного знака в черном, белом, а также синем цветовых сочетаниях.
Позиция бренда Adidas
С точки зрения фирмы Adidas, российский бренд имеет большой процент сходства с их товарным знаком, который получил правовую охрану по всей РФ в отношении товаров такого же класса. Заявитель аргументирует свой иск тем, что товарный знак Editex имеет ассоциативное сходство с брендом Adidas как по цветовому решению, так и по общей стилистической композиции. Кроме того, он заявляет, что не только внешними данными российский бренд схож с его собственным товарным знаком, но и носит одинаковую смысловую нагрузку.
В самом заявлении указано, что компания-ответчик, ООО «Эдитекс», намеренно запатентовала подобный товарный знак с целью запутать потребителя. Это объясняется тем, что продукции с таким логотипом полностью имитирует расположения бренда Adidas на российском рынке.
Решение патентного ведомства
Ведомство считает, что изобразительные элементы представленных товарных знаков являются неидентичными как внешне и по цветовой гамме, так и по смыслу. Благодаря использованию словесного элемента в товарном знаке была доказана значительная разница в двух представленных логотипах. Специалисты ведомства пришли к выводу, что два знака Adidas и Editex различны еще и в ассоциативном плане.
В самом патенте подробно описано то, каким образом будет происходить данный процесс. В отличие от зарядных устройств стандартного типа, работающих от сети, подобное нововведение будет функционировать благодаря беспроводным каналам передачи данных.
Как утверждают патентные поверенные, с начала года изобретателями из Иркутской области было зарегистрировано 30 патентных заявок, благодаря чему области досталось 6-е место среди регионов Сибирского федерального округа. Таким показателем они пропустили далеко вперед Новосибирскую, Омскую области и Красноярский край, которые соответственно заняли первое, второе и третье места.
Патентное ведмство США стремиться реагировать на важные для общества тенденции, и создает преимущественные условия для ускоренного патентования разработок в области сохранения окружающей среды. Соединенные штаты сегодня являются одной из основных производственных стран, которые загрязняют окружающую атмосферу.
Такие тенденции связаны не столько с желанием защиты экологии, сколько с повышенным вниманием к данному сектору в плане роста рынка, который необходио поддержать в нелегкие времена.
На заседании делового консультативного совета АТЭС Россия предложила странам учасницам, где проживает более 40% всего населения планеты создать фонд трансфера технологий. Помимо финансирования и устранения административных барьеров фонд будет содействовать защите интеллектуальной собственности предаваемых технологий.